Пятница, 24.11.2017, 06:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
История нотной записи - Словами о Музыке - Читальный Зал - Ларец..
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 28 » История нотной записи
22:02
История нотной записи

На протяжении многовекового развития музыкальной культуры нотации были самые различные и прошло много времени, прежде чем люди пришли к той форме нотной записи, которая используется сейчас. Из всех известных способов самым древним является обозначение мелодий, передаваемых по слуху, с помощью рисунков. Образцы такой записи обнаружены при изучении древнеегипетских памятников. К древнейшим способам относится также слоговая запись музыкальных звуков с помощью клинописи, применявшаяся, как предполагают исследователи в Древнем Вавилоне.

Дальнейшее развитие музыкальной письменности связано с буквенным обозначением звуков, указывающих на их высоту. Зародившись в Древней Греции, эта система получает все более широкое распространение. Со временем, буквы греческого алфавита заменяются латинскими. В средние века появляется невменная нотация, характерная для культовой музыки. Одна из ее разновидностей - русское крюковое или знаменное письмо.

Условные обозначения - невмы (на руси они назывались крюки, знамена) состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Позднее в западно-европейской музыке они стали записываться на одной-двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи.
 
В XI веке линейная нотация была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д'Ареццо. Он разработал способы записи нот на нотной строке, состоящей из четырех горизонтальных параллельных линий. Буквенные знаки, обозначавшие высоту каждой из них, и невмы стали записываться не только на самих линиях, но и между ними. Все четыре линии были объединены в единую систему, ставшую праобразом современного нотного стана, а буквенные обозначения высоты линий постепенно трансформировались в ключи - условные графические знаки, определяющие высоту расположения на нем нот. Гвидо д'Ареццо известен и как автор слоговых названий: "ут", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", которые соответствовали первым слогам слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
 
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

В конце XVI века для обозначения VII ступени в семиступенном звукоряде введен слог "си", во второй половине XVII века слог "ут" заменен слогом "до". Эти названия сохранились и сейчас и обозначают высоту звука.
 
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.
 
 

 
Гравюра «Гвидонова рука».
1547 г., Венеция
 
 
Последующее совершенствование нотного письма в период XIII-XVI веков шло по пути разработки мензуральной нотации. Они наглядно передавали высоту звуков, их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три равные доли. Например, максима (самая длинная) включала в себя три ноты длительности лонга (длинная). Начиная с XVI века деление стало двукратным.
 
 
 

 
(мензуральная нотация 1500г.)
 
 
Значительные изменения происходят в графическом написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные головки округлились, появились нотные штили. С переходом от записи нот на папирусе к записи на бумаге произошло подразделение нотных знаков на "белые" (незаполненные) и "черные" (заполненные). Четырехлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединенных общей начальной чертой или фигурной скобкой - акколадой.
 
Более длительный был путь утверждения современной пятилинейной нотации в  инструментальной музыке. До конца XVII в. для записи инструментальных произведений применялись особые системы письма - табулатуры. Они представляли собой наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений высоты звука и дополнительных условных знаков, уточнявших ритм и динамические оттенки. По внешнему эти схемы были разнообразны.
 

 
 
В табулатурах отражались особенности нотного письма, принятого в той или иной стране, специфика того музыкального инструмента, для которого они предназначались. Табулатуры отличались также по условным обозначениям: буквам, цифрам, ритмическим знакам и их комбинациям. Среди многочисленных вариантов табулатур существовали как безлинейные, так и линейные. В линейных количество линий соответствовало числу струн музыкального инструмента или полифонических голосов в музыкальной ткани. К началу XVIII в. табулатуры были заменены более простым и удобным способом записи с помощью нот.
 
Постепенно терял свое значение и цифрованный бас, или, как его еще называли, генерал-бас (общий, главный бас), распространенный в XVII-XVIII вв. для записи аккомпанемента к мелодии. В этой системе нотного письма каждый звук нижнего голоса, записанного нотами, дополнялся цифровыми обозначениями гармонии, по которым исполнители достраивали все остальные сопровождающие голоса.
 
Современное нотное письмо позволяет в условной записи полно и точно отразить "живое" звучание музыки. В нем присутствует не только развитая система условных знаков (пятилинейный нотный стан; ключи; знаки альтерации; различные акколады; специальные знаки, уточняющие длительность звуков, динамические оттенки, штрихи; и т. д.), но и дополнительные словесные пояснения (указания темпа, характера и способа исполнения).
 
Нотная запись не остается неизменной. По мере развития музыкального искусства расширяется его образная сфера, обновляется музыкальный тематизм, утверждаются новые средства выразительности. Все это требует постоянное совершенствование нотной записи. Дополняется и уточняется система условных обозначений, появляются новые способы записи, отвечающие особенностям того или иного музыкального материала.
 





Просмотров: 2810 | Добавил: zero57 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017

    Создать бесплатный сайт с uCoz